+ Ответить в теме
Страница 12 из 82 ПерваяПервая ... 2 10 11 12 13 14 22 62 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 111 по 120 из 817

Тема: Культура и общество

  1. #111
    Право на погружение в ад
    Когда время застывает вчерашним холодцом

    Не знаю, что хуже: тонны безудержной пропаганды из ящика или тонны еще более безудержного веселья из того же места. В первой декаде января под шорох мишуры вершится эфирное таинство. Пропаганда уходит на каникулы в едином порыве, уступая оперативный простор веселью. Встреча 2017-го не стала исключением. Электорат окунули в тазики с оливье, освятили «Голубыми огоньками», заполировали шампанским, усладили «Иронией судьбы» и Стасом Михайловым. Самая эффективная скрепа под названием «Новый год» гарантировала покой и гармонию, но вдруг случилась смута.

    Продюсер Максим Фадеев, родной для ящика человек, написал гневный пост на тему: «Новогоднее ТВ — это погружение в ад». Крик души автора бронебойного хита «Мама Люба, давай, давай» мог бы остаться фактом его биографии, если бы не одно обстоятельство. Неожиданно продюсера поддержали две государственные красавицы — Мария Кожевникова и Оксана Федорова. В скобках стоит отметить вклад, внесенный в свое время вышеперечисленными достойнейшими людьми в обустройство ада, но сейчас речь не о том. Возмущение нарастало снежным комом, пока не обрело форму петиции на сайте Change.org «Остановите новогоднее телебезобразие!». Отдельно указывались адресаты — Эрнст и Добродеев. Уже за первые несколько дней петиция набрала 10 тысяч голосов.

    Пространство привычного праздничного сюжета резко поменяло очертания. Всплеск общественного негодования тех, кто по определению телик не смотрит, сотрясал основы. А что, собственно, случилось? Из какого источника снизошло на сетевой народ просветление? Разве ад — это только новогодье на ТВ? Вряд ли. Для подобных прозрений имеется много более достойных поводов, чем январь. Что же еще? Поразила беспредельность цинизма? Может, и так. Даже Первый канал, который всегда старался вынырнуть в зимние праздники из таза с обрыдшим оливье, окунулся туда с головой. Единственная сомнительная новация выглядела попыткой суицида. За накрытый стол усадили Нагиева, Урганта, Галкина; приправили Гузеевой, подсластили Михеевой. Изобильный натюрморт декорировали Аллой Борисовной. Текст и репризы первых на Первом вызывали моментальную изжогу и жгучий стыд за отчаянную халтуру. Впрочем, и тут нет особых отступлений от канона. «Огоньки» — это вообще не про развлечение. Они давно выродились в боевой смотр достижений косметологии. Каждую зиму наливаются свежими соками Пугачева с Ротару; пышут удвоенной энергией Бабкина с Кадышевой; расцветают дивным цветом Кобзон с Лещенко. Все эти, цитирую частушки «адской» Лолиты, «русские, народные, углеводородные», были и будут всегда. Они — гаранты нашей стабильности. Жириновский в балетной пачке, Киркоров в костюме снежинки, Моисеев в прикиде Чебурашки — вот он, концентрат счастья в счастливой стране.


    Так что же все-таки зацепило нецелевую телевизионную аудиторию настолько, что она бросилась строчить петиции? Рискну предположить: разухабистый Новый год в контексте необъявленных войн и объявленных катастроф производит оглушительное впечатление безнадежности. Так выглядит застывшее вчерашним холодцом время. Остановленное время.

    Оксана Федорова обещает: «Надеюсь, этот паноптикум скоро кончится». С чего бы это? Напротив, он будет регулярно пополняться свежими экспонатами. Самый эффективный вид бартера — тот, на котором сегодня основан ящик. Ящик гарантирует власти стопроцентную политическую лояльность в обмен на вседозволенность в остальных сегментах своей жизнедеятельности. В этом поле чудес гибнет все живое. Испытание полем не выдерживают даже лучшие из лучших. Прелестный «Квартет И» после первоклассных фильмов «День радио» и «День выборов» снимает тоскливый новогодний трэш для прайм-тайма. Хуже данной «Страны чудес» только многочисленные «Ёлки».

    Не успели осыпаться конфетти, как пришло Рождество. Главный подарок православным — Григорий Лепс. Сочи, Роза Хутор, Рождество, Лепс — почти синонимы. Размах обновленных рождественских встреч грандиозен: 22 поворотных видеоэкрана, световые инсталляции, ледовый каток на сцене. Под стать форме и содержание, состоящее в основном из Лепса с вкраплением Егора Крида, Тимати, Нюши и прочих знаменитостей. Отдельное эстетическое наслаждение — парный конферанс Чуриковой и Олешко, сотканный из зефира и люрекса. Но проходит все, пройдет и это. Лепс в сопровождении коллег споет свой персональный гимн («я крещен, а может, и помазан»), тем празднества и завершатся.

    Негодующая петиция растворится на просторах родины. Пропагандисты вновь заступят на трудовую вахту. Электорату и впредь гарантировано право на дальнейшее погружение в ад. Разделяя возмущение негодующих, не могу забыть выразительную картину.

    Многотысячные новогодние залы на разных каналах взрываются восторгом, когда на сцену выходит Юра Шатунов. Живущий в Германии Юра превратился в упитанного господина средних лет. Он неспешно прогуливается по сцене, блеет свои «Белые розы», глаза потухшие, а народ вокруг бьется в экстазе. Его фанаты — не только ностальгические тетеньки, но и юные девы, которые тянут к вялому исполнителю свои тоненькие ручонки. Оказывается, этот ласковый май 30-летней давности по-прежнему в строю. Юра блеял про розы при Горбачеве, Ельцине, Путине. Как это можно остановить? Никак. Такой народ непобедим.



    https://www.novayagazeta.ru/articles...gruzhenie-v-ad

  2. #112
    Пост сдан!

    В стране наблюдается взрывной рост судебных процессов и приговоров по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса. Особое внимание правоохранители уделяют интернету

    Начну с истории, похожей на притчу.

    Весной 2011 года в соцсети «ВКонтакте» были выложены фотографии, на которых перед объективом позировал сын тогдашнего вице-губернатора Краснодарского края Евгения Громыко с дочерьми главы Выселковского района Сергея Фирстова. Все снимки были сделаны во время празднования 50-летнего юбилея отца девушек (старшая из них — крестница Александра Ткачева, тогда — губернатора Кубани).

    На всех трех фото Вадим Евгеньевич Громыко выступает в ладно пригнанной эсэсовской форме. Потом он пояснит, что «нарядился Штирлицем», согласно домашней традиции радовать друзей всякими смешными штуками; даже ролик соответствующий об этом сняли. «Ни о какой пропаганде фашизма речи не идет», — подчеркнул молодой человек.

    Но снимки попали в интернет, потом в газеты, а этим только дай повод. Они и написали: так, мол, развлекается золотая молодежь Кубани.

    Пресс-служба администрации края от комментариев воздержалась.

    Конечно же, никакая это была не пропаганда фашизма (среди руководителей Выселковского района и их почетных гостей), просто у чиновничьих деток своя понималка не выросла, а взрослые им не объяснили — что стоит делать, а что нет. Тем не менее прокуратура Краснодарского края вспомнила о существовании Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которому запрещается «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики либо символики, сходных с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения», а также Федерального закона № 80-ФЗ от 19.05.1995 «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», согласно которому в Российской Федерации опять же «запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах».

    И вы даже представить себе не можете, что сделала прокуратура Краснодарского края, вспомнив о существовании процитированных законов. Она потребовала принять меры — по отношению к газетам, которые воспроизвели на своих страницах фотографии элитных отпрысков. Оказывается, это газеты «демонстрируют форменное фашистское обмундирование».

    О том, на ком было надето «форменное фашистское обмундирование», прокуратура целомудренно умолчала.

    Но закончилось все хорошо. Бумага из Краснодара (для принятия мер к газетам) достигла Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), и его Общественный совет по применению законодательства РФ о средствах массовой информации принял решение: «Редакция СМИ не должна нести ответственности за публикацию изображения нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой, если редакция не преследовала при этом цели пропаганды идей нацизма, а использовала эти изображения для усиления эмоционального восприятия публикуемого материала, главной целью которого является осуждение нацизма и фашизма». Ведомство к доброму совету прислушалось.

    В общем, Сергей Фирстов продолжает успешно руководить Выселковским районом, Ткачев стал федеральным министром сельского хозяйства, Громыко — его замом, с детьми их, надеюсь, тоже все в порядке.

    Тем не менее Информационно-анали*тический центр «Сова» в своем последнем опубликованном докладе зафиксировал в 2015 году «39 случаев наложения санкций за демонстрацию нацистской или экстремистской символики, явно не нацеленную на опасную пропаганду», что приблизительно в пять раз больше, чем годом ранее.

    Окончательные итоги 2016 года «Совой» еще не подведены, но экспертам Центра очевидно, что «продолжает стремительно расти количество людей, привлеченных к уголовной и административной ответственности за действия, которые можно счесть противоправными, но общественная опасность которых была весьма незначительной, и они не сильно выбивались из множества подобных. Такое правоприменение приводит к тому, что у граждан, включая радикально настроенных, не возникает никакого представления о том, как отличить запретное от разрешенного»…

    А директор Центра «Сова», член СПЧ Александр Верховский сказал мне так: «В прошлом году фантастически выросло число приговоров «за высказывания» — до полутысячи. Причем у 380 из них это было единственным обвинением. Ведь отчитываются суммарно: насильственные преступления, участие в запрещенных организациях (не так давно это составляло основную часть приговоров), высказывания… — все вместе. Можно ничем другим не заниматься — сидеть у компьютера и только фиксировать экстремистов…»

    Короче говоря, объем абсурда грозит превысить критическую массу.

    Не дадим нашего Пушкина обидеть

    Только два свежих примера.

    Эльвира Султанахметова из Первоуральска получила 120 часов обязательных работ за призыв не отмечать Новый год, а также ироническое отношение к «рождественским крашеным яйцам». Статья — «Возбуждение ненависти либо вражды по признакам отношения к религии».

    Лично я подозреваю, что «наиболее худшим», как она сама выразилась, в тексте Султанахметовой показались именно рождественские крашеные яйца, вытерпеть подобное кощунство действительно трудно. Но замечу, что и здесь у путающей христианские праздники Эльвиры были предшественники. Сам Геннадий Андреевич Зюганов еще 10 апреля 1999 года опубликовал на первой полосе «Советской России» «Пасхальное обращение к православным россиянам» и озаглавил его: «С Рождеством Христовым!» И что ж теперь, Геннадию Андреевичу тоже — обязательные работы? Но у него срок давности — вышел, а у Султанахметовой — нет.

    Из Первоуральска перенесемся в столицу.

    Зеленоградский районный суд вынес обвинительный приговор двадцатилетнему Евгению Корту за репост в соцсети картинки, изображающей людей, похожих на ультраправого националиста Максима Марцинкевича, известного как Тесак, и поэта Александра Пушкина: «Тесак» прижимает к стенке «Пушкина» и обращается к нему, используя слово «чурка». Картинка висит в Сети с 2013 года, когда ее опубликовал на своей странице сам Марцинкевич. В «Списке экстремистских материалов» на сайте Минюста ее нет.

    Следствие тем не менее сочло, что на картинке присутствует «совокупность психологических и лингвистических признаков унижения нерусских».

    Во время следствия Корт сам отыскал источник картинки «ВКонтакте» в открытом доступе, под которым стояло 3600 «лайков» и 40 репостов — и задался вопросом, почему привлекли к суду одного его.

    Надо сказать, злополучная картинка благодаря стараниям правоохранителей и сделанной ими рекламе приобрела невиданную популярность; в поисковике «Яндекса» на клик «Марцинкевич» она теперь идет первой. Картинка, конечно, так себе, талантом художника бог Тесака явно обделил. Но мне совершенно очевидно: те, кто полагает творчество Пушкина в числе вершинных достижений отечественной культуры, картинку однозначно оценят как высмеивающую дураков и ксенофобов. Понимаю, что самой возможности такой трактовки Марцинкевич никак не допускал и когда-то в комментариях под своей картинкой исчерпывающе объяснил, чем ему не угодил поэт, — оказывается, Пушкин понаписал слишком много «стишков», а будущего Тесака в школе заставляли их учить. Поэтому Александр Сергеевич для него — «потомок негров безобразный», и только.

    Суд солидаризировался с точкой зрения Тесака и приговорил Корта к одному году в колонии-поселении. Честь великого поэта спасена!

    Ну и надо, наверное, добавить, что в ходе обыска после возбуждения против Корта уголовного дела полиция изъяла у него компьютер, два ноутбука, телефоны, книги по истории Германии и Третьего рейха (совершенно легально приобретенные в московских магазинах). Кроме того, он — редактор сообщества «ВКонтакте» «Железный Крест», некоторое время назад сменил фамилию — ранее был Евгением Ивановым. С правоохранительными органами до этого проблем у него не было.

    «По материалам обвинительного заключения можно предположить, что Евгений — человек, симпатизирующий нацизму, поэтому можно понять, как на него вышли правоохранительные органы и почему им заинтересовались», — прокомментировал ситуацию Александр Верховский. «На самом деле симпатий обвиняемый у меня не вызывает, но по уму этого дела вообще не должно было быть», — заключает он.

    А еще можно рассказать о процессе в Чувашии, где судили человека, перепостившего фотографию знаменитого депутата Милонова в майке с надписью «Православие или смерть». Этот суд закончился удивительным образом: дело прекратили на основании того, что на милоновской майке надпись без восклицательного знака, а в минюстовском «Списке запрещенных экстремистских материалов» она — с восклицательным.

    А в Ставрополе прошел процесс над человеком, написавшим «Бога нет!» и назвавшим Библию «сборником еврейских сказок». «А чувства неверующих у нас «защищают» так же рьяно? Уже кто-нибудь сел за фразу «Бог есть»?» — отозвался на своем сайте переводчик Дмитрий «Гоблин» Пучков. Оппоненты, правда, возражают, что судили гражданина Краснова отнюдь не за атеистические убеждения, а лишь за то, что тексты его перенасыщены ненормативной лексикой.

    Четыре тысячи запрещенных

    Что ж, язык, на котором изъясняется российский интернет, тема для отдельного разговора. «Совсем невинных практически нет: у каждого можно найти какую-нибудь гадость», — сказал мне о героях этих процессов Верховский, и он прав. Но ведь судят интернет-хулиганов все-таки не за мелкое лексическое пакостничество, а по серьезным «экстремистским» статьям, по ним и отчитываются.

    Согласно Федеральному закону, Минюст с 2007 года формирует «Список экстремистских материалов», признанных таковыми решениями судов.

    На днях мы достигли знакового рубежа: в списке появился четырехтысячный (!) фигурант.
    Все специалисты единодушны: разобраться в хаотическом перечислении названий книг, сайтов, видеоблогов и песен практически невозможно. Зато в случае «массового распространения» любого из них всегда сохраняется перспектива оказаться фигурантом дела и загреметь по полной программе. Достаточно вспомнить, как сахалинский районный суд признал экстремистской мусульманскую богослужебную книгу, так что пришлось вмешиваться самому Рамзану Кадырову. В результате, по инициативе президента Путина, в Закон «О противодействии экстремистской деятельности» была добавлена удивительная статья, которая звучит следующим образом: «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами».

    А недавно (сообщила та же «Сова») стало известно, что еще в марте был издан приказ Генеральной прокуратуры, по-новому регламентирующий порядок запрета экстремистских материалов. Право обращаться в суды с подобными исками теперь принадлежит исключительно прокуратурам субъектов РФ и приравненным к ним военным и специализированным прокуратурам. Именно они должны готовить исковые заявления с использованием информации, поступающей из прокуратур городского и районного уровня. Более того, прокуратуры субъектов Федерации обязаны предварительно согласовывать подготовленные ими исковые заявления с соответствующим управлением Генпрокуратуры.

    В приказе содержится призыв не допускать действия, способные спровоцировать неблагоприятные социальные последствия и, в частности, учитывать закон о запрете на признание экстремистскими священных писаний мировых религий и цитат из них.

    С момента издания приказа прошел без малого год, но, как утверждает Центр «Сова», иски о запрете прокуратурами районного и городского уровня время от времени подаются по-прежнему…

    Создана иллюзия борьбы

    По моей просьбе один из самых авторитетных медиаюристов страны, директор воронежского Центра защиты прав СМИ Галина Арапова, назвав несколько рассмотренных в судах дел по экстремизму (уголовных и административных), написала:

    «Количество таких дел растет, и статистика показывает, что чуть ли не сто процентов из них, дойдя до суда, заканчиваются обвинительными приговорами, зачастую неадекватно жесткими. При этом, создавая иллюзию борьбы с экстремизмом (преимущественно вылавливая репосты в социальных сетях), государство никак не препятствует распространению бытовой ксенофобии, которая процветает пышным цветом. Уровень нетерпимости ко всем, кто хоть как-то отличается, только растет, и это страшно. Правовые нормы, которые приняты в этой сфере, дают широчайший простор для произвольного применения, поскольку даже юристам подчас трудно понять, где пролегает грань между выражением легитимного мнения и экстремизмом, как учитываются негативные последствия для общества и учитываются ли вообще. Уже не нужно, чтобы были призывы к насилию, достаточно просто несогласия. Создается впечатление, что никто даже и не пытается доказывать умысел содеянного. Принимается априори, что все совершенное совершено умышленно — с целью разжечь, унизить, возбудить ненависть и т.д. Будь то тщательно подготовленный авторский текст, сквозящий национализмом, или банальный лайк под чужим постом в социальных сетях.

    В начале ноября Верховный суд РФ внес изменения в постановление пленума «О судебной практике по делам экстремистской направленности», указав судам на важность выяснения целей распространения экстремистских материалов, то есть, по сути, указал на необходимость установления умысла. Удивительно, что пришлось об этом говорить специально, ведь наличие умысла является одним из обязательных элементов состава преступления. Это на уровне базовых принципов уголовного права: без умысла — нет преступления, не должно быть и наказания. Учитывая складывающуюся практику, хорошо, что Верховный суд обратил на это внимание, может быть, хоть это сбалансирует складывающуюся негативную тенденцию наказывать за все, что правоохранительные органы объявляют экстремизмом».

    Ну и последнее. А как «в остальном мире»?

    По данным доклада Freedom House, уровень свободы в интернете продолжает падать с 2010 года. На сегодняшний день 67% пользователей интернета живут в странах, где критика власти, военных структур или правящих династий подвергается цензуре. За последний год в 38 странах власти арестовывали пользователей социальных сетей за их публикации. 27% всех пользователей интернета живут в странах, где людей арестовали за публикацию, шеринг или просто лайк в Facook.

    Согласно исследованию Freedom on the Net 2016, со свободой интернета в России дела обстоят лучше, чем в Китае, но хуже, чем в Уганде.



    https://www.novayagazeta.ru/articles...1093-post-sdan
    Последний раз редактировалось Marcello; 11.01.2017 в 11:54.

  3. #113



    Ученые: война делает шимпанзе счастливыми


    Существует заблуждение, что наши ближайшие "сородичи" — шимпанзе — мирные благородные дикари. На самом деле эти обезьяны зачастую объединяются в "банды" и идут на кровопролитные войны ради захвата новых территорий или доступа к самкам.


    Группа немецких ученых из Института эволюционной антропологии в Лейпциге, Германия, решили выяснить механизмы такого "антигуманного" поведения шимпанзе, а заодно попробовать понять, почему подобное поведение свойственно и человеку. Результаты исследования опубликованы (https://www.mpg.de/10873579/oxytocin-chimpanzee-groups) в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

    Ученые изучили поведение обезьян, живущих в национальном парке Тай в Кот-д'Ивуаре. По словам исследователей, шимпанзе из разных "банд" взаимодействуют друг с другом двумя способами — путем прямых нападений друг на друга и посредством патрулирования своей территории, большие группы самцов регулярно обходят границы своих "владений", охраняя их от возможных "нарушителей" из соседних племен. При этом приматы сконцентрированы исключительно на конфликте — они не собирают пищу, не взаимодействуют с самками, не отвлекаются ни на какие побочные факторы.

    Специалисты начали собрать пробы мочи животных до и после "сражений" групп. Оказалось, что перед "военной кампанией", а также после победы в ней уровень окситоцина — гормона счастья — в организме животных достигал наивысшей отметки. Проще говоря, драки делали обезьян счастливыми.

    Также ученые обратили внимание на то, что в период конфликтов окситоцин максимально сплачивал членов коллектива, и в период "войн" стаи покидает значительно меньше шимпанзе, чем в спокойные периоды. Исследователи считают это эволюционным механизмом, который способствует максимальной сплоченности шимпанзе во время драк, и полагают, что в случае с человеческими обществами происходит нечто подобное.



    http://9tv.co.il/news/2016/12/27/236529.html

  4. #114
    Полина Еременко: Дети Сталина. Глухонемой коллекционер советских игрушек

    ( О неизвестном правнуке Сталина,его сегодняшней жизни,и рассказ "Погремушка" -матери Селима Галины Джугашвили)


    https://snob.ru/selected/entry/119447

  5. #115
    Этот странный русский консерватизм

    «Рай» Кончаловского как отражение республиканской идеи

    Олег Хархордин
    ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге

    Андрей Кончаловский иногда кажется символом нынешнего русского консерватизма. Его постоянная тема: культура определяет политику, и потому наша страна имеет то правительство, которое имеет. В последнем интервью с Дмитрием Быковым он утверждает: мы все архаичны, во всех нас крестьянская ментальность, характерная для русской культуры. Потому в оценке перспектив развития страны приходится исходить из этого базового факта. А «русские европейцы» пропали вместе с расстрелами дворян и белой эмиграцией.

    Недавно Кончаловский рекомендовал министру образования Ольге Васильевой возродить коллективистско-крестьянские методы воспитания морали в школе, вернув обратно соревнования между классами по лучшей уборке классных помещений и школьных уборных, как это практиковалось в СССР. Однако с этой идеологией Кончаловского есть проблемы, и они показательны для всего современного русского консервативного порыва. Якобы возвеличивающий архаически-крестьянскую ментальность Кончаловский в последних своих фильмах весь пропитан антикрестьянским аристократизмом.

    Посмотрите его фильм «Рай» вместе с чеховской трилогией, что он недавно поставил в театре Моссовета, и вы поймете, про что снят «Рай»: надо дело делать, как его делали аристократы. Эта знаменитая фраза Чехова появляется в «Дяде Ване» два раза; и второй раз — более загадочно, чем первый. Профессор Серебряков, в чьих талантах разочаровался дядя Ваня (Войницкий), пытавшийся после этого его убить, говорит перед отъездом: «Благодарю вас за приятное общество… Я уважаю ваш образ мыслей, ваши увлечения, порывы, но позвольте старику внести в мой прощальный привет только одно замечание: надо, господа, дело делать! Надо дело делать!»

    Учитывая, что профессор ничего не делал в обычном повседневном понимании этого термина, прожив в усадьбе Войницкого все лето за чужой счет, а жена его, прекрасная Елена Андреевна, ходила без толку туда-сюда, не обремененная никакой работой, и только поражая всех своей праздной красотой, — то слова эти звучат парадоксально.

    Однако парадокс исчезает, если вспоминаешь, как Ханна Арендт, бежавшая в США от нацистов, описывала аристократическое деяние в своей лучшей книгe Vita Activa (1958). Арендт боролась с фашистским обесчеловечиванием, но и с марксовским представлением о человеке как об animal laborans, т.е. прежде всего трудяге, когда «кто не работает — тот не ест». Она говорила: современному обществу кажется, что человек прежде всего создан для того, чтобы работать или трудиться (как рабы, уродующие свое тело), иногда — чтобы производить, мастерить или изготавливать (как ремесленник или мастер). Но на самом деле индивид становится воистину человеком, только когда действует против всех рациональных ожиданий и когда он или она запускает в ход экстраординарный поступок, который задает для многих модель безусловно значимой жизни, т.е. новый ориентир для других, если они захотят остаться в памяти веков.

    Великий русский философ Бибихин переводил знаменитую триаду Арендт (о том, на что способен человек) — labor/work/action — как труд-работа/изготовление-произведение/действие-дело-деяние. Древние греки не считали удел раба (от робить или работать) достойным человека: то, что он создает, почти моментально исчезнет, съеденное, как оливки, или выпитое, как молоко. Ненамного выше они ставили и жизнь мастерового, который делает столы, стулья или даже статуи: да, мы живем в мире этих вещей, который не исчезает так же быстро, как ломоть хлеба. Но в длительности существования этого мира, порожденного ремесленником, нет претензии на то, чтобы приблизиться к бессмертию богов. Возможность быть ближе к бессмертным богам дает немногим смертным не работа, не изделие, а дело (в версии апостолов теперь это звучит высокопарно: деяние), известие о котором будет передаваться из поколения в поколение и останется в веках.

    В Древней Греции, писала Арендт, свободные люди отрицали удел рабов, занятых работой по хозяйству. Рабы жили в домохозяйстве, в мире насилия и необходимости. Свободные же выходили на агору, где они не могли принуждать равных себе, и занимались тем, что называлось глаголом aristeuein, — т.е. пытались превзойти равных себе в превосходном действии, превосходящем другие по силе влияния на судьбы всех. Отсюда появился термин «аристократ», от слова aristoi — «лучшие».

    В «Дяде Ване» это аристократическое понимание, столь характерное еще для декабристско-пушкинской эпохи с ее вниманием к античным образцам как моделям значимой жизни, почти что ушло. Остался лишь стойкий отказ профессора и его жены «работать», к чему призывают дочь профессора Соня, ее дядя (Ваня) или доктор Астров. Соня говорит Елене прекрасной: ты могла бы хозяйством заниматься, учить, лечить; мы, вон, с дядей на базар ездим мукой торговать или счета по хозяйству ведем. Елену Андреевну и ее мужа чуть не тошнит от таких предложений: ведь дело — это не про хозяйство. Серебряков остаточно помнит Горация: все там будем, потому надо успеть что-то сделать здесь, памятник себе воздвигнуть, но нерукотворный (руками творить — дело ремесленника или писаки). Я не хочу сказать, что праздный класс в пьесах Чехова воплощает идеал для современности. Эти персонажи лишь напоминают: без праздности, т.е. свободы от рабской работы и хозяйничающего хозяйства, истинное дело, т.е. деяние, невозможно.

    Что это за дело, которое можно сделать лишь один раз в жизни и тем самым приблизиться к бессмертным богам, показывает нам «Рай». Не буду говорить, в чем оно заключается, — тогда исчезнет непредсказуемость фильма. Конечно, фильм пронизан христианским чувством, как и Соня в «Дяде Ване», которая собирается отдохнуть в раю. Христианская надежда на вечную жизнь в раю, писала Арендт, убила тягу смертных приблизиться к бессмертию богов.

    Но антично-аристократическое понимание дела как поступка, не укладывающегося в обычную логику и потому приближающего человека к бессмертию богов, дано героине фильма. Не зря она — аристократ. Не надо ей приписывать порыв умереть за других, ближних, «за други своя» — это знакомый христианский идеал. Но она не про него. Она достигла другого: сломать логику обесчеловечивания человека, сделав непредсказуемое — как делает героиня Юлии Высоцкой, — это уже дело, которое не переделать. И потому оно сделано навсегда.

    Конечно, фильм не только про нее. Все замечают три основных персонажа — русскую героиню, немецкого эсэсовца, французского жандарма. Особенно интересно противопоставление немецкого аристократа, воспитанного на Чехове, и русской аристократки. Первый бросает хозяйство. «Мебель — дяде! Вилки — в Берлин», — говорит он, отправляясь на службу в СС — чтобы служить Идее. Однако Идея — не есть дело в арендтовском смысле: и для достижения рая приходится устроить ад. У героини Высоцкой тоже нет вещей и хозяйства — у нее отняли почти что все, иногда она лишена в концлагере даже ботинок; но потенциальная способность совершить деяние ее не оставляет. Начиная со спасения еврейских детей, с чего начинается фильм, и до дела последней минуты.

    Кончаловскому не скрыть свой аристократизм, несмотря на все возвеличивание крестьянской архаики, которое якобы обосновывает его консерватизм, и на советы воспитывать детей через совместную уборку. В этом проблема русского консерватизма, по крайней мере, в версии Кончаловского. Порыв быть лучшим как aristoi, а не архаическая тяга быть, как все, — в нашем прошлом. Он — в поэзии Пушкина и Лермонтова, легших в основу нашей нововременной культуры. Реакционерство здесь, если можно его так назвать, — это попытка сказать: ведь были ж люди в наше время, не то, что нынешнее племя.

    Такой консерватизм — не за консервирование настоящего, а за порыв к непредсказанному, которое иногда являет прошлое. Он показывает нам: классный человек — не тот, кто хорошо вместе с другими убирает школьный класс, а тот, кто способен на классное дело. Не в смысле дела класса, а в смысле дела, которое настолько классно содеяно, что может стать моделью жизни для целого класса людей. Надо вместе дело делать, а не туалеты мыть.




    
    https://www.novayagazeta.ru/articles...y-konservatizm
    Последний раз редактировалось Marcello; 20.01.2017 в 15:32.

  6. #116

  7. #117
    "Невзоровские среды" (25.01.17)



    https://youtu.be/kUVG6PQikQc

    (Весьма интересное интервью,а по поводу "Татьянина Дня" вообще был даже не в курсе...)
    Последний раз редактировалось Marcello; 26.01.2017 в 10:47.

  8. #118


    https://m.youtube.com/watch?time_con...&v=PvEFG1TcWSA

    (Вторжение к профессору...)
    Последний раз редактировалось Marcello; 27.01.2017 в 15:17.

  9. #119


    https://youtu.be/tRsNLrpk3D0

    (За столом...)

  10. #120


    https://youtu.be/z-jOjojCDqs

    (Разруха прежде всего в головах...)

+ Ответить в теме

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения